Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Кризис снизил цену гостеприимства
Летний туристический сезон 2009 года обещает быть куда менее успешным, чем ранее. Гостиницы Петербурга вынуждены приспосабливаться к новым условиям работы, снижая цены.
Турфирмы прогнозируют снижение потока иностранных туристов в этом году в среднем на 30%. Но уже по итогам так называемого низкого сезона можно сказать, что в гостиницах города будет больше свободных мест, чем обычно.
Не по высшему разряду
По оценкам Colliers International, из-за оттока туристов особенно пострадали отели класса 5 и 4 звезды. В январе-феврале 2009 г. заполняемость в сегменте высококлассных отелей составила немногим более 10-11%. По мнению коммерческого директора Colliers International Николая Казанского, в условиях кризиса лучше чувствуют себя мини-отели с центральным расположением - они заполняются на 80%.
Эксперты компании «Нота Бена» отмечают некоторое перераспределение потоков: тот, кто бронировал 4 звезды теперь живет в трехзвездном, а тот, кто предпочитал отели 5 звезд, выбирают хорошие «четверки». Кроме того, изменилась география бронирования: стало гораздо больше заявок из Прибалтики, северной и восточной Европы, при этом сократилось количество броней из стран дальнего зарубежья.
Холодное лето
Высокий сезон лишь незначительно исправит ситуацию. По оценкам компании ASTERA St. Peterburg, в период белых ночей гостиницы будут заполнены менее чем на 70%, тогда как до кризиса загрузка составляла 95-100%.
В «Гранд Отеле Европа» загрузка в I квартале сократилась на 20%. «Сократился поток гостей из США, так как эта страна одна из первых оказалась в состоянии экономического спада и расходы на туризм одними из первых попали под сокращение», - отмечает коммерческий директор «Гранд Отеля Европа» Екатерина Куликова. Количество гостей отеля в июне также сократилось на 20%, что обусловлено в первую очередь высокими ценами на туристический пакет. Однако в июле-августе загрузка ожидается на уровне прошлого года и даже выше в отдельные периоды.
«Петербург давно не сталкивался с такой низкой загрузкой в отелях в летние месяцы», - говорит генеральный директор ЗАО «Гостиничный комплекс «Астория» Александр Пихель. Реакцией на снижение спроса на рынке стало небольшое сокращение штата работников в отеле.
По мнению главного менеджера гостиницы «Новотель Санкт-Петербург Центр» Эдгара Паули, летом загрузка отелей будет на 10-20% меньше, чем в прошлом году.
Цены падают и не падают
В конце прошлого года Северо-Западное отделение Российского союза туриндустрии (РСТ) направило гостиницам Петербурга письма с предложением не повышать цены. По словам вице-президента РСТ Сергея Корнеева, большинство отелей откликнулись на просьбу РСТ.
По оценке Colliers International, в среднем цены снизились на 12-25%. Ряд отелей прислал письма в РСТ о корректировке цен на летний сезон. Так, «Амбассадор» говорит о снижении цен на 30-40% для групп туристов по сравнению с сезоном 2008 г. Отель «Азимут» сообщает, что произошел либо минимальный рост, либо сохранение тарифов прошлого года.
«При определении цен большинство отелей использует российские рубли, отказавшись от евро, долларов США и условных единиц», - отмечает Николай Казанский.
В то же время однозначно оценить изменение цен на рынке сегодня непросто в связи с девальвацией рубля в конце 2008 - начале 2009 г. Так, в исследовании гостиничного рынка, проведенном Knight Frank St. Petersburg, говорится, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в январе-марте стоимость цен на размещение в рублях выросла в среднем на 10%, при этом рост в большей степени коснулся гостиниц категории 3-4 звезды. Цены на размещение в валютном выражении при этом значительно упали по всем категориям, но заметнее всего в сегменте 5 звезд.
Один на один
Отели, управляемые крупными иностранными операторами, объявляют цены партнерам заранее, поэтому говорить об их снижении сложно. В РСТ говорят, что турфирмы переписывают сейчас договоры с гостиницами, предоставившими в апреле более низкие цены, но это сработает в августе 2009 г. в лучшем случае, а реально - на следующий год.
Реагировать на снижение спроса и покупательской способности приходится другими способами. Например, недавно открывшийся Holiday Club был перепозиционирован в Sokos Hotel Palace Bridge с более привлекательными ценами.
Александр Пихель из «Астории» отмечает, что цены на проживание не были снижены принципиально, однако отель предложил туроператорам и турагентствам специальные цены и пакеты, которые создают более привлекательные условия для бронирования.
В «Гранд Отеле Европа» говорят, что не меняли ранее установленные цены, так как 90% контрактов было подписано до кризиса. А на такую категорию комнат, как люкс-апартаменты, цены даже были пересмотрены в сторону увеличения.
Экономвариант
Теряя доходы из-за уменьшения загрузки, которое усугубляется сниженим цен, отели стремятся сокращать издержки. Например, Rezidor Hotel Group рассчитывает ежегодно экономить 30 млн евро, -говорит Том Фланеган, региональный директор Rezidor (петербургские гостиницы «Прибалтийская», «Пулковская» и Radisson SAS Royal Hotel) по России, СНГ, Балтики и Турции.
В целом эксперты полагают, что гостиничный бизнес сможет выйти из кризиса не ранее 2011 г., после того как улучшится экономическая ситуация и число деловых поездок возрастет.
Опубликовано: 03 июня 2009
Просмотров: 7267
Рубрики: Гостиничный бизнес, Гостиницы Петербурга, Гостиничный кризис
Регионы: Санкт-Петербург
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook